ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ БАЛАЛАР МЕН ЖАСӨСПІРІМДЕР ТЕАТРЫ

 

 

Теміртау қаласының балалар мен жасөспірімдер театры 1989 жылы құрылған.

Теміртау жасөспірімдер театры Теміртау қаласының театр мәдениетін сақтау мақсатында ашылып, оны толығымен Қарағанды облысының жас көрерменіне бағыттады.

Теміртау театрының алғашқы маусымы 1990 жылы 24 қарашада О. Петрушевскаяның пьесасы бойынша «Чемодан чепухи» спектаклімен ашылды.

Театрдың алғашқы бас режиссері Юрий Евгеньевич Синин, бірінші директоры - Владимир Коростылев болды. Театрдың актерлік құрамының бастауында сахна шебері Нина Константиновна Сытина, жоғары санатты актер Михаил Николаевич Маскалюк, Александр Алексеевич Кашуро, Иван Саканцев, Владимир Амбросов, Владимир Михайлович Авраменко тұрды.

Толғырақ

Премьера спектакля по комедии Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» прошла в Темиртау при полном аншлаге: все билеты в малый зал театра (постановка камерная) раскупили за несколько дней до. Еще перед началом руководитель театра и режиссер спектакля Владимир Дроздецкий напомнил: постановка воспринимается по-разному. В ТЮЗе ее увидели с энергичной рок-музыкой, в красной подсветке важных и напряженных моментов и с поворотом из комедии в психологический триллер.  

 

 

 - Такие спектакли надо ставить, что называется, глаза в глаза: их не стоит выносить на большую сцену, - пояснил Владимир Владимирович после премьеры. - Здесь очень важны полутона, психология, взаимоотношения: актеры живут не в тексте, а в паузах. При этом первоисточник – пьеса «Как Зоя гусей кормила» - очень простая история, но очень глубокая. 

Постановку открывают фотографии из детского архива актеров. Зою Марковну играет Нина Сытина, ее 60-летнего сына Владимира – Владимир Хомутов, Плоцкого – Леонид Кирличенко, а Женю – Анастасия Агафонова. Действие разворачивается в трех комнатах, и задачей режиссера было избежать нагромождения в зале, сконцентрировавшись на отношениях героев. Так и случилось: декораций минимум – но все они со смыслом, а упор идет на персонажей.

Зоя Марковна, которую уже должны были похоронить, оказывается живее всех живых – кто-то потом ласково назовет ее «Кащеюшкой бессмертной». Она часто вспоминает собственную молодость – брала не красотой, а умом, а потом, понеся от женатого, «как женщина себя похоронила, потому что нужно было заниматься сыном». Теперь она живет, чтобы за ним смотреть, ибо больше некому, культивирует в сыне чувство вины, а он так и не обзавелся своей семьей. «Про животных включи, чаю налей, картошки печеной хочу...», - только и слышит Владимир от Зои Марковны. А еще Владимир очень благородный: флирт у него – это шкодный обмен взглядами с девушкой. Зато он – автор неубиваемого дорожного полотна с ученой степенью.

Но Женя – девушка прямолинейная и простая. Ее Владимиру сватает его товарищ Плоцкий, который умом, может, не силен, но своего добиваться умеет. Женя появляется перед зрителями в кожаных сапогах и коротких шортах («Модница страшная, че вы хотите!», - говорит сама же о себе), она неначитанная, а ее мечта – стать секретаршей. Может, поэтому у Владимира к ней возникает скорее чувство отеческой заботы, и рассматривать ее как невесту он не стремится.

А поскольку Владимир живет с матерью, в один прекрасный момент Жене и Зое Марковне придется остаться вдвоем: эти сцены прекрасны – и смешны, и грустны по-своему. И эта светлая грусть вперемешку со смехом бы продолжалась, если бы в определенный момент на первый план не вышел Плоцкий. Он завидует Владимиру, и холодно рассуждает о своих взглядах на жизнь, разбивая одну чайную кружку за другой. «Большим дяденькам кушать хочется, поэтому дороги должны разрушаться!» - приговаривает Плоцкий в дополнение к своим зловещим речам. Так или иначе, в постановке разрушатся не только дороги, но финал зрителей ждет открытый. 

 
      
Анна Строкова                                              23 декабря 2019 г.         ekaraganda.kz