ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ БАЛАЛАР МЕН ЖАСӨСПІРІМДЕР ТЕАТРЫ

 

 

Теміртау қаласының балалар мен жасөспірімдер театры 1989 жылы құрылған.

Теміртау жасөспірімдер театры Теміртау қаласының театр мәдениетін сақтау мақсатында ашылып, оны толығымен Қарағанды облысының жас көрерменіне бағыттады.

Теміртау театрының алғашқы маусымы 1990 жылы 24 қарашада О. Петрушевскаяның пьесасы бойынша «Чемодан чепухи» спектаклімен ашылды.

Театрдың алғашқы бас режиссері Юрий Евгеньевич Синин, бірінші директоры - Владимир Коростылев болды. Театрдың актерлік құрамының бастауында сахна шебері Нина Константиновна Сытина, жоғары санатты актер Михаил Николаевич Маскалюк, Александр Алексеевич Кашуро, Иван Саканцев, Владимир Амбросов, Владимир Михайлович Авраменко тұрды.

Толғырақ

О том, как не надо относиться к оружию и как его правильно ронять, рассказал Заслуженный артист Украины, актер, режиссер, фехтмейстер, балетмейстер Олег Роенко. Он увиделся с артистами четырех из пяти театров Карагандинского региона: собственно ТЮЗа, академического театра музыкальной комедии, русского драматического театра им. К.С. Станиславского и казахского драматического театра им. С. Сейфуллина. 

 Олег Олегович служил в театре «Красный Факел» (Новосибирск), в Большом драматическом театре им. М. Горького (Санкт-Петербург), был актером и фехмейстером Национального Академического театра им. Леси Украинки (Киев). С 2000 года он – член Гильдии киноактёров Украины, с 2009-го – доцент кафедры театрального искусства Киевского Международного Университета и художественный руководитель актёрской мастерской. Его дебютная постановочная битва состоялась в дипломном спектакле по пьесе Шекспира «Конец – делу венец»

Отличие спортивного фехтования от актерского Олег Олегович описывает так: спортсмен горит желанием нанести укол, а в театре главное – создать полную иллюзию поражения. И пусть фехтование преподают в театральных вузах, в большинстве из них часы на нее резко сокращаются, сетует Олег Роенко:

- А как без этого быть актеру? Как можно достоверно сыграть Ахиллеса, Гамлета, Ромео, Дон Жуана, д'Артаньяна, Миледи – да хоть Ивана-Царевича или Маленькую разбойницу, не умея фехтовать? На данный момент в вузах с этим еще хуже: многие сокращают часы уже и на сценическое движение и танец. Но театр стремительно развивается, и поглядев любой спектакль, можно убедиться, что движения – это его большая часть.

С оружием Олег Олегович познакомился в театральном институте, начав тренироваться раньше положенного срока. Сейчас он по-прежнему влюблен в свое дело, а вдобавок коллекционирует оружие, которое можно использовать в спектаклях. Его интересует все, начиная с навахи (испанский складной нож) и заканчивая штыками, катанами и саблями. Но даже настоящее оружие он старается переделать для сцены – и в этом есть свои нюансы:

- Сценическое оружие не должно быть острым. Бывает, что оно должно упасть, и не один раз – и не должно поломаться. Как его уронить – уже другой разговор. Часто ломается пятка, рукоять, эфес... их нужно сделать прочными. С 2002 года в Киеве идет спектакль «Каменный властелин» по пьесе Л. Украинки. Для спектакля я сделал оружие, которое падает до сих пор и ни разу не ломалась.

Другой пример Олега Роенко касался спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, где оружие для боя было заточено. Персонажи драмы фехтовали на высоте трех метров на узкой дорожке в 70 см: Олег Олегович сам ставил эту сцену и сам играл одного из героев. Она заканчивалась тем, что один из мужчин падал, из его руки выпадал кинжал, а на протяжении всего поединка зрители предполагали, что герои шутят. Но после финала поединка с трехметровой высоты летел клинок и вонзался в сцену.

Мастерская Олега Роенко появилась в 2013 году: это был первый актерский курс, который он выпустил в Киевском международном университете. Со временем он и студенты сплотились, к ним прибавились учащиеся из других курсов и вузов, и после участия в международном фестивале в Днепродзержинске родилась идея мастерской.

- Но мы до сих пор пытаемся выжить: у нас нет помещения. Мы играем – редко, и даже не в Киеве. Последний спектакль, который выпустили в мае этого года – «Моцарт и Сальери» А. Пушкина. В целом в репертуаре семь спектаклей, - рассказал Олег Роенко. - Ребята работают разных театрах, но, конечно, хотят иметь свой. Бывает, их «покупают» другие театры, чтобы занять спектаклях, приглашают и в кино.

Во время встречи с карагандинскими и темиртаускими артистами Олег Роенко ориентировался на их запросы. Поэтому мастер сразу обозначил: может научить и азам, и собственно фехтованию и движению, и правильным падениям, и поддержкам. А в финале встречи он получил в подарок брендированную ТЮЗовскую футболку со своим именем.

Юбилей темиртауского театра для детей и юношества отмечается сегодня, 26 октября, спектаклем «Коляда в Диканьке», который начнется в 15.00. Артисты ждут в гости всех, кто захочет разделить с ними этот праздник. 

 

 
  
      
 
 
 
26 октября, 2019 г.            ekaraganda.kz