ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ БАЛАЛАР МЕН ЖАСӨСПІРІМДЕР ТЕАТРЫ

 

 

Теміртау қаласының балалар мен жасөспірімдер театры 1989 жылы құрылған.

Теміртау жасөспірімдер театры Теміртау қаласының театр мәдениетін сақтау мақсатында ашылып, оны толығымен Қарағанды облысының жас көрерменіне бағыттады.

Теміртау театрының алғашқы маусымы 1990 жылы 24 қарашада О. Петрушевскаяның пьесасы бойынша «Чемодан чепухи» спектаклімен ашылды.

Театрдың алғашқы бас режиссері Юрий Евгеньевич Синин, бірінші директоры - Владимир Коростылев болды. Театрдың актерлік құрамының бастауында сахна шебері Нина Константиновна Сытина, жоғары санатты актер Михаил Николаевич Маскалюк, Александр Алексеевич Кашуро, Иван Саканцев, Владимир Амбросов, Владимир Михайлович Авраменко тұрды.

Толғырақ

Пьесу Антонио Буэро Вальехо поставил на сцене театра для детей и юношества режиссер Михаил Маскалюк. Сюжет вращается вокруг школы для слепых подростков, довольных жизнью и смирившихся с недугом. К ним присоединяется мятежный сверстник – и разрушает атмосферу счастья и стабильности: он хочет видеть, и не намерен примиряться с собственной болезнью. 

 

У слепого Дона Пабло сотня подопечных – бодрых, веселых и здоровых, лучшим студентам из которых, Хуане и Карлосу, он доверяет помощь адаптироваться новому юноше Игнасио. Маму новичка, слезно просящую «привить сыну такие же взгляды», Дон Пабло заверяет: все будет хорошо. В постановке пьесы Антонио Буэро Вальехо, написанной в 1950 году, Михаил Маскалюк не привязывался к месту и исторической эпохе: действие происходит в наше время. 

 

 

И пусть ученики и сам руководитель интерната Дон Пабло – люди мирные, и начало, и финал спектакля имеют зловещий оттенок, а появление Игнасио как будто воспринимается с сарказмом, и лишь потом на арену выходит дружелюбие. Но Игнасио, по своему поведению, тоже ждет ото всех атаки. В контраст к пиджакам и брюкам цвета мирного голубого неба, новичок появляется в растянутых штанах и берцах, намеренный принести войну в этот маленький рай бодрых и веселых, которых он называет «отравленными весельем, пустыми мечтателями, неспособными взглянуть в лицо трагедии». Интернат, по словам Игнасио, построен на лжи, и даже любовь у слепых ребят – это пародия на любовь зрячих. Юноше говорят, что неправильно заражать остальных пессимизмом – а он задает противоположный вопрос: правильно ли пичкать их оптимизмом?

 

 

В один из кульминационных моментов зрителя ждет достойная сцена полемики между Карлосом и Игнасио. Спасителем для Игнасио хочет стать девушка Карлоса Хуана, и в какой-то момент ей удается растопить лед – но в то время Игнасио уже близок к тому, чтобы обернуться злодеем. Доброжелательность учеников и Дона Пабло предстает удобством для них самих – они не хотят выходить из своей зоны комфорта. Но это лишь одна версия трактовки, которую может увидеть зритель, посмотрев спектакль «В пылающей тьме».

 

 

В ТЮЗе Темиртау это не первый спектакль, который имеет сильный социальный посыл. Директор Владимир Дроздецкий отмечает, что в постановках, предназначенных для старшего зрителя, такая направленность сохранится.

 

 

- Мы театр для детей и юношества, и, конечно, 70% репертуара – это сказки. В них мы чему-то учим, истории эти – яркие, интересные, музыкальные. Вечерние спектакли мы рассчитываем на другое восприятие. Безусловно, не упускаем и комедийные вещи, но театр, мне кажется – это искусство, которое всегда было глубоко социальным. И если у нас будут только комедии положений, мы станем слишком поверхностными.

 

 

Если говорить о спектакле «В пылающей тьме» - это история о борьбе против системы в людях, продолжает Владимир Владимирович. Антонио Буэро Вальехо в своей пьесе протестует против человеческой чёрствости, шаблонности, потери индивидуальности, серости, исключения личности из построения общества. Игнасио как раз и говорит о том, что каждый человек – личность и должен иметь свое мнение. Но незрячим персонажам удобно в своей одинаковости. А всегда ли хорош бунт? История знает многих, устроивших революцию, после которой жизнь не стала лучше. В то же время, спектакль аполитичен, добавляет Владимир Дроздецкий: это в первую очередь история о взаимоотношениях, характерах и о стремлении человека быть человеком. 

 
        
                             
 
 Анна Строкова               ekaraganda.kz               25 ноября, 2019 год