ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ БАЛАЛАР МЕН ЖАСӨСПІРІМДЕР ТЕАТРЫ

 

 

Теміртау қаласының балалар мен жасөспірімдер театры 1989 жылы құрылған. Теміртау жасөспірімдер театры Теміртау қаласының театр мәдениетін сақтау мақсатында ашылып, оны толығымен Қарағанды облысының жас көрерменіне бағыттады.

 

Теміртау театрының алғашқы маусымы 1990 жылы 24 қарашада О. Петрушевскаяның пьесасы бойынша «Чемодан чепухи» спектаклімен ашылды.

Қазіргі уақытта театрдың басшысы - Ахмедин Салауат Сағадатұлы.

Театрдың көркемдік жетекшінің міндетін атқарушы - Керимов Олег Авезович.

Театрдың бас суретшісі - Татьяна Викторовна Ушакова.

Толғырақ

Сатирическая пьеса, которую в Темиртауском театре для детей и юношества показали в минувшую пятницу, называется «Сережа очень тупой» и принадлежит перу молодого драматурга Дмитрия Данилова. После просмотра возникает сразу несколько вопросов: тупой ли Сережа, права ли в своих действиях его жена Маша, кем на самом деле были пришедшие к нему курьеры и, главное – что было в посылке и кто отправитель? Ответы для каждого зрителя будут разными: здесь потребность в собственной интерпретации – не возможность, а необходимость. Да и фраза «будем у вас в течение часа» после этого приобретает иной смысл.  

  

 

В ответ на вопрос о посылке можно лишь предполагать: здесь случай тот же, что и с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино – впрочем, прибывшие на закрытый показ карагандинские кинорежиссеры называли и другие фамилии знаменитых коллег, но об этом позже. 

Сереже (его роль читал Сергей Жижимов) 30 лет, он женат и работает программистом. Однажды ему звонят и говорят: мы, дескать, курьеры, привезем к вам важную посылку и будем у вас в течение часа. Посылку Сергей никак не заказывал, и уж тем более не ожидал, что «быть в течение часа» носило буквальное значение. Бедный персонаж уже хотел было откупиться деньгами – лишь бы гости ушли, а то ограбят еще или погубят...

Но смахивают эти курьеры скорее на доброжелательных секретных агентов или проверочную группу, скажем, из стражей порядка. Да и вопросы задают вроде «А чего это у вас в 30 лет и детей-то нет?», «Что программируете?». Двое старшего возраста (Леонид КирличенкоМихаил Маскалюк) – консервативны и любят говорить, что «раньше было лучше», третий, юный (Никита Колесов) – с оптимистичными взглядами на мир. Все из одного города, окончили один вуз и радостно трудятся в «Службе доставки», описывая это место как отличную работу.

И так же добродушно курьеры рассказывают о внештатных ситуациях на работе. Бывало, клиент при них умер – похоронили и отслужили панихиду. Бывало, клиент вешаться собрался, а они помочь хотели – человек и передумал вешаться. Третьему клиенту операция понадобилась – сделали. Правда, без наркоза. «Не выдают нам его, экономят», - объяснили. В этой абсурдности рядом идут и страх, который зарождается на подсознательном уровне, и желание хохотать – так остроумно описывают герои эти ситуации.

Но жена Сергея Маша (Екатерина Варапницкайте, заведующая литературной частью ТЮЗа) будто знает, кто наведался к ним в дом: «Сережа, не шуми». Чай, прощание, благодарности – и посылка, от которой явно надо избавиться. Но от чего спасает супруга своего партнера – это зрителю предлагается додумать самому, потому что поводов для размышлений в пьесе много. К слову, Екатерина не первый раз участвует в читке, и не будучи актрисой, успешно воплощает образы на сцене: Маша у нее – это, строгий, доминирующий ангел-хранитель.

Но почему же в названии в отношении главного героя выбран эпитет «тупой»? Посылку он не заказывал, но курьеры к нему вошли. Любой человек в непредвиденной ситуации может допустить промашку, проще говоря – затупить, а потому мы все иногда бываем Сережами. В ходе развития сюжета пьесы получается, что Сережа понимает какие-либо очевидные вещи, но не понимает их подводное течение: боится курьеров, но интересуется странной посылкой, которую нужно выбросить.

Помимо защитника, образ Маши, кстати, можно рассматривать и как символ гиперопеки – над мужем, будь она мамой – над ребенком. Коробку Сережа не открывает из-за Маши – но было ли все-таки там зло? Вдруг Сережа на самом деле не прошел какую-то инициацию, какое-то испытание?

Восприятию и погружению в пьесу помогли уже ставшие традиционными изюминки ТЮЗа – костюмы, штрихи интерьера квартиры, но в этот раз здесь звучали композиции Романа Главатских и вокал Евы Павловой, а ремарки пьесы зачитывала артистка Наталья Ершова. Действие развернулось на большой сцене театра, где обустроили места для зрителей с учетом всех санитарных норм.

Обсуждение читки пьесы растянулось почти на час: каждый зритель увидел в произведении что-то свое, многих оно тронуло именно тем посылом, что жить надо с душой, и везде есть люди одинокие: поэтому даже и в города лишний раз поиграть – уже событие.

Надо отметить, что для выпускника театральной школы Сергея Жижимова эта читка стала дебютом. Молодой человек работает на заводе, но очень любит театр – с детства мечтал играть, а потому прошел обучение в осенней театральной школе и на сцене в ходе читки чувствовал себя свободно, сумев передать характер главного героя.

Карагандинка Виктория Ракитина – постоянный зритель читок ТЮЗа, но эту назвала самой проникновенной: здесь, пояснила, соседствуют юмор и сильная драма, актуальные вопросы нашего времени и призыв всегда помнить о том, что люди конечны. К мнению Вики присоединилась руководитель детской школы кино и телевидения «KIDS TV» Мария Сигал, добавив: в пьесе звучит и тема человеческого равнодушия, а курьеры для нее предстали ангелами, явившимися Сереже для новых осознаний.

Когда слово передали карагандинским режиссерам – а на показ прибыли Антон ДиминИван Какшинский и Константин Павленко, обсуждение еще больше приблизилось к кино. Иван проанализировал образы курьеров и предположил, могли бы они быть поданы более зловеще и внушать страх. Но возник вопрос, было ли это потребностью режиссера: эти герои скорее несли неизвестность, хотя звучали весьма добродушно. Антон Димин особо отметил душевную подачу пьесы, а Константин Павленко назвал ее притчей в авангардном исполнении.

- Думая о посылке, я вспомнил «Андалузского пса», такую же деталь в лентах Дэвида Линча, вспомнил ящик Пандоры с точкой невозврата – отсылок возникло много, - признался Константин Павленко.

Актеры театра и его руководитель Владимир Дроздецкий поблагодарили зрителей за то, что читки всегда обсуждаются максимально глубоко, а публика их посещает думающая. Курьеры, добавили артисты, могут быть нашими фобиями, от которых мы не можем освободиться. А открытый финал – как в «Сережа очень тупой» - позволяет понять, что «болит» в обществе именно сейчас, какая проблема стоит остро. 

 
                 
 

 

 
 
Алёна Смирнова                    20 марта 2021 г.                            ekaraganda.kz